- Поморское согласие
- (или толк) старообрядческое учение, возникшее после образования раскола среди населения Поморья. Население Поморья, разбросанное небольшими кучками по пустынному северу России, давно привыкло обходиться без иерархии: сами крестили младенцев, хоронили усопших, вступали в брак без священников и нередко сами отправляли службы в часовнях. Некоторые поморяне молятся за царя по полному, неизменному тексту тропаря "Спаси Господи", и их называют тропарщиками; однако в их среде много и других, не признающих моления совсем. Важное значение в истории П. согласия имеет учение о браке. Сначала они совершенно отрицали брак, ибо таинство брака могут совершать только священники, а их поморцы отрицают. Приходивших к ним мужа и жену они после "перекрещения" разводили, все должны были жить "девственно"; однако вскоре среди них развился разврат, и вскоре лучшие из них стали думать об открытой форме сожительства. Возникла, под влиянием сочинения Ивана Алексеева, партия "новоженов", вступающих в брак с благословения православных священников, но только по старым, до-Никоновским обрядам. Другая партия признала сожительство по взаимному согласию молодых без венчания в церкви. В настоящее время есть среди поморян полубрачники, признающие, что следует вести безбрачную жизнь, но если кто женится без венчания, то общество единоверцев ему не судья, так как каждый сам отвечает за себя перед Богом. Поморцы не имеют, как и все беспоповцы, литургии; однако у них есть богослужения, совершаемые в часовнях, такие, которые могут быть совершаемы и не священниками. В Выговской пустыни составлен даже ряд "чинов" этих богослужений: 1) "чин нехиротонисанных для отправления крещения и покаяния", 2) "чин для поставления пастырей словесных овец", 3) "чин очищения жены родившей" и другие. Посвященный по второму чину называется "благословенным отцом", а не просто "отцом"; основание для этого они находят в том, будто еще Павел Коломенский дал благословение нерукоположенным на совершение таинств. На крестах поморяне пишут: "Царь славы Ис. Хр. сын Божий", как, будто бы, делалось до Никона. Пищу, покупаемую на рынках, они не считают, подобно другим раскольникам, оскверненной. Сначала у них был догмат, что нужно быть готовым на самосожжение за "истинную веру", теперь этого догмата уж нет. П. согласие самая древняя и наиболее полная из систем беспоповщины; большинство остальных сект вышло из его недр. Последователи П. согласия встречаются в Архангельской, Олонецкой, Костромской губ., в СПб. и Москве, где оплотом их служила построенная в 1711 г. Покровская часовня, просуществовавшая до 1840 г. Один из наставников часовни, Емельянов, отделился от выговцев, образовал согласие приемлющих браки, начав венчать браки в Покровской часовне.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.